Каталог верхней женской одежды

Чем длиннее подол — тем страшнее финансовый кризис


Последствия финансового кризиса 2008
Экономический кризис можно предугадать. И не только по официальным индексам

«Финансовый кризис 2014, будет или нет?» — этот вопрос ежедневно задают дядюшке Гуглу тысячи пользователей со всей планеты. Может, пора уже активы выводить? Или, наоборот, смело расширяться? Увы, поисковик выдает лишь уклончивые ответы докторов наук да графики с показателями ВВП, инфляции и курса доллара. И ломай голову, какие «тайные знания» здесь сокрыты.


Куда понятнее и интереснее неофициальные индикаторы экономики, такие как «индекс небоскребов» или «длины подола». Первый вывел сотрудник гонконгского банка мистер Лоуренс, обративший внимание, что каждый раз, когда в мире завершается строительство очень высотного здания, вроде дубайского Бурдж Халифа, начинается финансовый кризис. Второй индекс существует почти 90 лет и показывает зависимость длины женской юбки от самочувствия экономики страны: чем оно хуже, тем одежда длиннее, и наоборот.

Памятник Мэрлин Монро в Чикаго
Неофициальные индикаторы состояния мировой экономики: небоскребы и юбка

Одни эксперты посмеиваются над такими «народными приметами», другие, в том числе и многие западные аналитики, уверены, что косвенные факторы важны. И мода, например, очень чувствительна к температуре мировой экономики. И вообще, не всем же исследованиям быть скучными и сложными.


Что ж, попробуем на примере «индекса подола» разобраться, действительно ли связь между длиной женской одежды и финансовыми потрясениями существует.

Индекс подола

«Индекс подола» (он же «индекс длины юбки») открыл в 1926 году профессор Пенсильванского университета Джордж Тейлор. Ученый заметил, что когда в жизни страны все радужно, дамы предпочитают носить мини, а когда экономика впадает в депрессию, длина женской одежды резко увеличивается.

Профессор посчитал, что в период кризиса у женщин становится слишком мало свободных средств, чтобы тратить их на фильдеперсовые чулки, поэтому они прячут ноги под длинными пальто и юбками.

Джордж Тейлор и его «индекс длины юбки»
Кроме «индекса подола» Тейлор вывел и «индекс бычка», показывающий зависимость между благосостоянием общества и длиной выбрасываемого окурка

А вот руководитель нью-йоркского Института костюма Гарольд Кода уверен, что колебания длины подола связаны не с платежеспособностью милых дам, а с их душевным состоянием.


- Перед кризисом нарастает всеобщая неуверенность, пессимизм, — говорит американец. — В такие моменты людям хочется спрятаться, закутаться. Неудивительно, что увеличивается спрос на многослойные пальто и юбки, головные платки, плотные колготки, узкие рукава и такие виды воротников как «питер пен» и «мандарин».

- А вот если тяжелые времена затягиваются, человек ударяется в идеализацию прошлого и в моду входят вещи «из бабушкиного сундука», — добавляет историк моды Марина Кокорина. — Недаром во времена финансового кризиса конца 80-х самой популярной верхней одеждой среди зрелых женщин были расклешенные шерстяные пальто времен раннего Диора (примеры можно посмотреть в статье «Диоровский шик против «Ложной атаки».

Даже выдающийся трейдер Нового Света — Виктор Нидерхофер (личный брокер Джорджа Сороса) — считает повальное увлечение длинными одеждами тревожным показателем. Его мнение основано на сравнении длины подола в разные годы XX века с индексом Доу-Джонса (средний показатель курсов акций крупнейших компаний США). Выяснилось интересное соотношение: чем короче была женская одежда, тем активнее работали мужчины. Фондовый рынок рос. Как только подол удлинялся, мужчины начинали зарабатывать меньше денег, котировки замирали, а то и вовсе обваливались.

Индекс Доу-Джонса в 20-м веке
Настоящий бизнесмен одинаково внимателен и к индексу Доу-Джонса, и к женским юбкам

- Весной 1997 года мода была скучной, рынок стоял, — вспоминает инвестор. — И это был звоночек — уже осенью я потерял сто тридцать миллионов долларов из-за разразившегося в юго-восточной Азии финансового коллапса.


Мини, миди, макси

Чтобы окончательно убедиться в состоятельности «индекса подола», посмотрим, какая длина женской одежды была в моде в годы самых больших финансовых потрясений XX-начала XXI века.

Как менялась длина женской одежды в 20-м веке
Проверка «индекса подола» американским экономическим журналом


Год Причина кризиса Длина подола Другие изменения в одежде
«Банковская паника»
1907
Чтобы пополнить свои золотые резервы банк Англии в два раза поднял учетную ставку, что послужило причиной массового оттока денег из США. Индекс Доу-Джонса упал на 40%, люди в панике начали забирать деньги из банков. Результат — острый дефицит наличности и четырехлетний экономический застой. В пол На смену роскошным шубам начала века приходит более скромная одежда. Особой популярностью пользовались прямые пальто за 40 долларов, длиной до щиколотки и аккуратным воротничком из каракуля.
1914 В преддверии Первой мировой войны Англия, Германия, Франция и США в срочном порядке распродают акции зарубежных компаний — армия требует больших денег. Результат — разбалансировка товарных и финансовых рынков по всему миру. До середины икры Наибольшим спросом пользуются безразмерные и бесполые вещи, в которые легко укутаться: пальто-шинель, плащ-реглан, накидки и пелерины.
«Великая депрессия»
1929-1933
Резкое падение стоимости деловых бумаг на американском рынке вызвало обесценивание акций самых крупных и надежных предприятий страны, массовую безработицу и Великую депрессию. Только-только добравшаяся до колена длина юбки падает практически до земли Среди мужчин популярны практичные серые макинтоши и деловые жилеты (последние использовались для поиска работы). Женщины отказались от воланов и пышных платьев, в моде короткие стрижки а-ля «гаврош».
1957 Египет, Израиль и Ливия не смогли поделить Суэцкий канал, что отрицательно отразилось на международной нефтяной промышленности и вызвало экономический кризис в СССР, США и Европе. Этот кризис длился недолго и мало отразился на мировой моде. Популярная длина подола — до колена. Зато начиная с 1961 года, экономика Старого и Нового света будет бешено расти, а юбки — укорачиваться. И то и другое достигнет своего пика в 1965-м. Пальто, сильно сузившиеся во время Второй мировой войны (экономили ткань) постепенно расширяются книзу, обрастая декоративными элементами и меховой оторочкой
«Нефтяное эмбарго»
1973
Цены на нефть выросли в четыре раза. Промышленность и транспорт Европы парализовало, топливо стали выдавать по карточкам, в домах не хватало тепла. Началась волна возмущений и сокращений. Радикальные мини конца 60-х уже мало кто носит, самая востребованная длина — до середины голени Люди старшего поколения выбирают многослойные пальто-кимоно, молодежь — свободную спортивную одежду.
1987 Девятого октября индекс Доу-Джонса достиг своего исторического минимума, для всего делового мира наступил «черный понедельник». В пол В моде ретро («бабушкины» пальто А-силуэта), цыганские мотивы (длинные юбки, шали) и хэнд мейд (вязаные вещи, самодельные аксессуары и сумки)
1998 Один из самых тяжелейших кризисов для нашей страны: дефолт, падение рубля и отказ иностранных инвесторов работать с российскими банками. Люди лишились практически всех сбережений, многие представители малого бизнеса разорились. Москва, вслед за Европой носит мини. Обтягивающее и соблазнительное. И будет носить его, не снимая, все последующие десятилетие. Чихать, что кризис! Верхняя одежда тоже значительно укоротилась: в моде дубленки до середины бедра, шубки под леопарда и всевозможные нейлоновые куртки
«Великая рецессия»
2008
Начало мировому кризису положило банкротство нескольких крупных американских банков, не справившихся с задолженностью клиентов по ипотечным кредитам. На подиум возвращаются летящие платья в пол, юбки-солье, плащи и облегченные шубы длиной до щиколотки. Портные вспоминают, что многие россияне приходили в ателье не заказать новое пальто, а перешить старое. Исследователи отмечают, что в период экономического роста начала «нулевых» джентльмены предпочитали узкие и яркие галстуки, а в 2008 вернулись к классическим широким.
Итог: «индекс подола» состоятелен в семи случаях из девяти.

В общем, хотите знать, как идут дела у мировой экономики — проверьте, что носит ваша жена.