Каталог верхней женской одежды

Мода времен СССР (1917-1959 год)


У каждого класса свое понятье, особые обычаи, особое платье.
(В. Маяковский)

1917-1920: «Долой меха, да здравствует гимнастерка!»

Главный комитет швейной промышленности строго следил за тем, чтобы верхняя одежда строителей коммунизма не имела лишних деталей и не была слишком узкой, ведь чем свободнее куртка, тем легче работать.

После событий 1917 года из гардеробов российских барышень пропали роскошные соболиные шубки и муфты, аристократичные пальто с золотой вышивкой и расписные павлопосадские платки — в общем, все то, что приводило в восторг заезжих иностранцев. «Революция — дело тех, кто суров духом. А те, кто суров духом, не должны думать о материальных вещах», — провозгласили строители светлого будущего. Главным требованием к верхней одежде стало удобство. На смену частным ателье пришли швейные фабрики, нежные меха и кружева уступили место вещам из солдатского сукна и грубой шерсти.

Чтобы подчеркнуть свое равноправие, молодые мужчины и женщины ходили в одинаковых солдатских гимнастерках, темно-зеленых «юнгштурмовках» и парусиновых куртках. Культовой одеждой нового строя стала «комиссарская» кожанка вкупе с фуражкой или завязанной на затылке красной косынкой. Позже исследователи моды не раз задавались вопросом: «Откуда в стране, недавно пережившей разруху и революцию, взялось так много добротных кожаных курток?» Оказалось, это была униформа авиационных батальонов, пошитая в огромном количестве еще во времена Первой мировой войны и найденная революционерами на царских складах.

За пару месяцев до Октябрьской революции

Через пару месяцев после нее

1921-1928 год: «НЭП — время Нового Элегантного Пальто»

С разрешением на частное предпринимательство, в СССР хлынул поток иностранных журналов, из которых советские граждане узнали, что в Европе в моде тоже тот же унисекс, что и у них, правда, проявляется он не в однообразии суконных курток, а в многообразии твидовых пиджаков и габардиновых тренчей. Элегантность заграничных вещей вскружила головы не только юным комсомолкам, но и солидным дамам — женщины бросились перешивать старые плащи и штурмовки на новый лад. За недостатком нужных материалов, на воротники нередко шел мех… кошки.

Франция. 1923 год

1923 год, СССР. Наши модницы стараются не отставать от заграничных подруг

Буржуа же и вовсе, облегченно вздохнув, вновь облачилась в любимые шубки, коверкоты, бриллианты и шляпы-котелки. Самые обеспеченные дамы выписывали себе готовые туалеты прямо из Франции, остальные шили на заказ в «Мезон де люкс» на Петровке или самостоятельно — швейная машинка была практически в каждом доме. Настроение тех лет в Советском союзе можно охарактеризовать одним словом — «дорвались».

Образец стиля того времени: поэт Владимир Маяковский и актриса Любовь Орлова

30-е годы: «Все идет по плану»

Праздник непослушания закончился в 1928 году: НЭП свернули, страну накрыл железный занавес. Французский Vogue больше не появляется на прикроватных тумбочках совдеповских модниц, а женщина, часто меняющая наряды тут же привлекает внимание партийных органов: «Много наряжается? Значит, мало работает!» Элегантный полушубок или с трудом добытая меховая горжетка могли стоить карьеры, а то и свободы. Идеологически выдержанным считалось шерстяное пальто с широкими плечами и крупными накладными карманами, которое полагалось бережно хранить и носить десятилетиями. Допустимым украшательством могла быть баска или каракулевый воротник. На текстильных заводах план на штамповку подобной верхней одежды был расписан на пять лет вперед.

Актуальные фасоны женского и мужского пальто от отечественного журнал «Модели сезона»

Для пошива пиджаков и легких летних курток советская промышленность предлагала порой и такие чудные ткани как креп «индустрия» (слева) и саржа «пионеры» (справа)

Интересно, что модный террор не распространялся на самих партийных руководителей (хотя им настоятельно рекомендовали не дразнить народ купленными за валюту нарядами), так в шифоньере народного комиссара НКВД Генриха Ягоды хранилось двадцать одно заграничное пальто отменного качества.

В самом конце 30-х годов, когда к СССР присоединились прибалтийские страны и Западная Белоруссия, модная жизнь в Союзе немного встрепенулась: из Риги, называемой «маленьким Парижем», стали завозить в Ленинград журналы с европейскими выкройками и фотографиями западных кинодив, а из Таллинна — новые фасоны верхней одежды. Признаком стиля и достатка считается длинное пальто из шерсти «бостон» или «фуле» с рукавом реглан и отороченные мехом сапоги и шапки.

Первая половина 40-х годов

Не до нарядов — война на дворе.

Девичья улыбка — единственное украшение в годы ВОВ

Вторая половина 40-х: «Трофейная мода»

Символами красивой жизни становятся вещи из солдатских вещмешков: трофейные меха, немецкие кожаные перчатки, польские шляпки. Уставшие от военных будней, серых телогреек и овчинных тулупов женщины не жалеют денег на дорогие наряды, особой популярностью пользуются меховые изделия. Те, кто побогаче, приобретают в комиссионках «престижного» котика и каракуль, средний класс довольствуется кроличьими шубами и беличьими воротниками.

Наряды, привезенные советскими воинами из Германии в подарок женам и матерям

У мужчин в моде стиль милитари и создаваемый им образ победителя, сурового защитника Родины: погоны, двубортные кожаные пальто, широкие отложные воротники и плотные тренчкоты.

Слева направо: писатели Алексей Толстой, Константин Симонов, Илья Эренбург и чекист Дмитрий Кудрявцев

50-е: «Эпоха перелома»

Вначале 50-х в Советском Союзе вновь вводятся строгие стандарты пошива верхней одежды, исключительно по отечественным лекалам («Нечего перед Западом преклоняться!»). Приветствуются только максимально простые по крою и недорогие костюмы.

В магазине. Обратите внимание, насколько скучны и однообразны пальто стоящих в очереди женщин

А вот среди молодежи, благодаря кино и иностранной литературе уже почувствовавшей пикантный вкус заграничной жизни, зарождается новая субкультура — стиляги. Сначала их вызывающе броские вещи, купленные у фарцовщиков, вызывают осуждение, а после VI Всемирного фестиваля студентов, прошедшего в Москве летом 1957 года — подражание и восхищение. Оказалось, для европейской молодежи клетчатые стиляжьи пальто и пиджаки, темные очки и пышные юбки, дразнящее выглядывающее из-под разноцветных нейлоновых плащей вовсе не китч, а вполне обычная одежда.

Верхней одежда стиляг хорошо известна историкам моды, прежде всего по многочисленным карикатурам журнала «Крокодил»

Модники второй половины 50-х годов

Второе событие, ставшее переломным для моды СССР — приезд в Москву в 1959 году легендарного Ив Сен-Лорана с дюжиной манекенщиц и сотней комплектов одежды. Проведя десяток показов для жен послов, партийных бонз и крупных чиновников, он неожиданно отправляет своих моделей с подиума на прогулку по Москве, чтобы простые граждане тоже смогли познакомиться с новинками европейской моды. Так в СССР зарождается стиль New Look: пальто удлиняются и украшаются рукавами-кимоно, талия непременно подчеркивается поясом, а сам силуэт становится более мягким и наконец-то по настоящему женственным.

Французские манекенщицы на Красной площади

О том, как развивалась советская мода дальше, читайте в материале «Верхняя одежда в СССР (1960-1991)»