Каталог верхней женской одежды

На высоте
Легендарная пилотская куртка B-3 и ее родословная

Под загадочной аббревиатурой B-3 (Bomber Sheepskin Jacket, модель №3) скрывается хорошо знакомый нам «Пилот» — объемная кожаная куртка на овчине.

Несмотря на то, что сегодня «пилотом» в России называют любые изделия на овчине и даже нейлоновые куртки бомберы, классикой остается культовая модель B-3 свободного кроя, с прямой молнией, подкладом из стриженой овчины и пятью «особыми приметами»:

1. Два ремешка-застежки на горловине, чтобы при необходимости поднять тяжелый воротник.
2. Стильный скошенный карман для перчаток (в современных копиях для большей функциональности обычно заменяется квадратным накладным).
3. Вставки из лошадиной кожи для повышенной прочности в местах наиболее частого соприкосновения куртки летчика с обшивкой кабины.
4. Ремни-затяжки по низу изделия, чтобы пилот мог регулировать ширину куртки под свои параметры.
5. Цвет от темно-коричневого до рыжего. Только не черный!

Появившись на свет в 1934 году на фабрике братьев Дуглас, куртка B-3 тут же взлетела в небо — всю первую партию купили представители ВВС США для пилотов бомбардировщиков. Что неудивительно, ведь в те времена пуховики еще не были изобретены, и только такая теплая вещь как кожанка на натуральной шерсти могла спасти экипажи от замерзания на высоте в шесть-семь километров (температура до -50 градусов!).

Минус пять, полет нормальный!

В военные годы куртку «Пилот» носили не только звезды американской авиации, но летчики многих других стран. Да что там летчики! Офицеры и генералы не брезговали этой «рядовой» одеждой. Сам сэр Монтгомери — фельдмаршал Британской армии — питал к ней слабость (на фото справа).

С появлением в 50-х годах XX века теплых закрытых кабин «золотой век» B-3 закончился, но не закончилась его история. Сначала легендарный «пилот» перекочевал на городские улицы — образ военного как гордости нации был безумно популярен после Второй мировой войны — а позже, с появлением моды на стиль «милитари», ремейки выразительной куртки B-3 украсили коллекции дизайнеров всего света. Как мужские, так и женские.

Коллекция Burberry осень-зима 2010

Современные вариации на летную тему от Дома моды Gucci (1), Dolce&Gabbana (2) и Burberry Prorsum(3,4)

Как видим, «Пилот» — куртка на все времена. И не только потому, что она отлично греет в позднюю осень и суровую зиму, но и потому, что это вещь с историей: у B-3 были весьма славные предки.

Прадедушка: куртка из конской кожи А-1

До 1917 года классической одеждой летчика было… длинное кожаное пальто — единственная непродуваемая вещь того времени. На небольших высотах оно неплохо защищало пилота от ветра и холода, но почти полностью лишало возможности шевелиться в узкой открытой кабине самолета. В мирное время на такие «мелочи» не обращали внимания, а вот в Первую мировую войну призадумались: нельзя ли как-то усовершенствовать летную форму? Чтобы она была более легкой и не стесняющей движения. В Америке для исполнения данного техзадания целый комитет основали — Aviation Clothing Board.

На заре авиации

Не прошло и года, как комитет вышел на нью-йоркскую компанию Schott, владельцами которой были сыновья русского эмигранта — Ирвинг и Джек. Они выпускали кожанки для мотоциклистов и с удовольствием согласились поработать на благо ВВС США. Разработанная ими модель представляла собой короткую куртку из дубленой хромом конской кожи с утепленным воротником-стойкой и плотно облегающими вязаными манжетами. Несмотря на то, что Скотты были первыми, кто стал использовать в производстве одежды застежку-молнию, заказанную экипировку они по неизвестным причинам снабдили привычными пуговицами. Новинка получила название «А-1».

Одна из первых пилотских кожаных курток.

Папа: летный жакет «Ирвин» (известен так же как Irvin Flying Jacket и RAF)

Как только кожанка А-1 поступает в продажу, ею заинтересовывается каскадер и просто парень «сорви-голова» Лесли Ирвин. Днем он совершает трюки на съемочных площадках Америки, а по вечерам корпит над созданием собственной модели парашюта, потому что мечта всей его жизни — совершить прыжок с самолета со свободным падением. А для этого нужна соответствующая одежда, ведь в кожаном пальто такой фокус не пройдет.

В 1919 году Лесли заканчивает работу над моделью своего парашюта, совершает первый удачный прыжок и переезжает в Великобританию, чтобы открыть собственное производство. На кону — все его состояние. (После закупки необходимого оборудования и материалов у парня практически не осталось денег, он даже не смог заплатить восемь долларов за исправление ошибки в регистрационном названии своей фирмы: телефонистка не расслышав, написала вместо «Irvin Air Сhute Co» — «Irving Air Сhute Co»).

Знакомьтесь, Лесли Ирвин: человек, совершивший первый в мире прыжок с парашютом и человек, создавший первую в мире теплую куртку для пилотов

Нейлоновые купола разлетаются как горячие пирожки, 90 процентов их объема закупают воздушные силы Великобритании. Лесли тем временем покоряет все новые и новые небесные рубежи. И, в конце концов, имеющаяся экипировка перестает спасать его от холода. Не помогает А-1 и летчикам бомбардировщиков, которым уже приходится набирать высоту в 25 тысяч футов (7 километров) над землей.

Поразмышляв, изобретатель в 1926 году решает добавить к модели братьев Скотт подкладку из овчины толщиной почти в два сантиметра и утепленный «язычок» на груди (кусок подклада, запахивающийся под замок застежки).

Меховой «язычок» — главная «фишка» куртки Ирвина.

Вот как выглядели английские летчики в экипировке «Ирвин» в первой половине XX века. Кроме внешних особенностей куртка отличалась наличием встроенного надувного пояс, и трех вариантов крепления парашюта. Комплектовалась брюками из дубленой овчины.

Летный жакет Ирвина оказался настолько практичным и теплым, что вскоре стал продаваться по всей северной части Европы. А через пару лет, попав в США, был усовершенствован братьями Дуглас и превратился в самую узнаваемую в мире теплую куртку — B-3 или «Пилот».

После B-3 выпускались еще модели пилотских курток B-6 (слева) и ANJ-4 (справа), но они не смогли снискать популярности своего предка, хоть и были на вид куда более строгими и респектабельными. Ну а после окончания Второй мировой войны легкие нейлоновые бомберы и вовсе вытеснили из кабин самолетов куртки на овчине. Впрочем, это уже совсем другая история.