С небес на землю

Как куртка американских пилотов бомбардировщиков стала «бомбером» — любимой одеждой хип-хоперов, футбольных болельщиков и рок-музыкантов

Обычная куртка для рядового россиянина и культовая вещь для любого американца

1929 год. Гринсвуд, штат Пенсильвания

- Только сегодня и только для вас — увлекательный полет над предгорьем Аппалачи! — выкрикивает юркий мальчишка, шастая среди толпы на небольшом авиашоу, устроенном братьями-пилотами Джоном и Робертом Дуглас. Заинтересовавшихся клиентов, босоногий «рекламный агент» направляет к зданию аэроклуба, где продаются билеты на воздушную прогулку. Вместе с пропуском на биплан — легонький четырехкрылый самолет с открытой кабиной — гостям выдаются толстые кожаные куртки и шлемы, которые по возвращению многие просили оставить себя на память. За энную сумму, конечно.

Вместе с пропуском на такой легкий самолет…

…гостей экипировали вот в такую четырехкилограммовую куртку

Когда Джон Дуглас на очередном представлении попал в аварию и врачи, буквально собрав его по кусочкам, вынесли вердикт: «Больше никаких полетов», именно эти куртки навели парня на мысль о собственном швейном производстве. Потратив все свои накопления, любитель скорости и облаков купил близ Нью-Йорка небольшую фабрику и занялся разработкой летного обмундирования. Местом сбыта готовых изделий послужил все тот же аэроклуб брата.

Новое дело Джона Дугласа оказалось прибыльным. Будучи в прошлом летчиком, молодой человек точно знал, в чем комфортно управлять самолетом, а в чем сидеть в кресле пассажира. Не прошло и пары лет, как производимая им одежда стала считаться лучшей среди пилотов-любителей, а вскоре заказы на шлемы и теплые куртки начали поступать и от представителей ВВС США.

Нейлоновая революция

Первые партии верхней одежды для пилотов бомбардировщиков Дуглас шил из лошадиной кожи по фасону британской летной куртки «Ирвин». Но в связи с появлением в 50-х годах реактивных самолетов с закрытыми кабинами, военным потребовались более тонкая, дающая большую свободу движениям униформа, и компании Джона пришлось срочно совершенствовать имеющиеся кожанки. Сначала у них убрали огромный воротник, потом толстую меховую подкладку, а после окончания Второй мировой войны и вовсе заменили на короткие куртки из нейлона с эластичной шерстяной резинкой вокруг манжет и талии, получившие название «бомбер» (от имени своих обладателей — пилотов бомбардировщиков). Никогда еще форма летчиков не была такой легкой и удобной. Это была революция в мире военной моды.

Эволюция летных курток: толстый воротник из овчины, мешающий при катапультировании, сначала укорачивается (модель B-3 слева и B-6 справа), а потом и вовсе исчезает с одежды авиаторов (модификация А-2 в центре)

Дубленая и обычная кожа заменяются легким, но таким же прочным и непродуваемым нейлоном DuPont 6-6

Рождение легенды

1949 год. Ноксвилл, Штат Теннесси

Фирма Дугласов начинает ориентироваться на частных клиентов и пальма первенства в производстве летных курток для воздушной армии США переходит к компании Альфа Индастриз. Ее дизайнеры не могут предложить лучшего материала, чем не мнущийся и не выгорающий на солнце нейлон, но обещают довести дизайн «бомбера» Дугласа до совершенства. И доводят, изобретая легендарную куртку МА-1. (В Европе известна как «alpha jacket»). Ее конструкция оказалась настолько продуманной и удобной, что за последующие шестьдесят лет практически не изменилась.

Вид снаружи…

…и изнутри

Семь отличительных признаков классической МА-1:

1. Несмотря на обилие разнообразных материалов, «бомбер» до сих пор шьется из старого доброго нейлона. Вот только в качестве его утеплителя сегодня используют не шерсть, а полиэстер.

2. Под шалфейно-зеленым цветом верха скрывается ярко-оранжевая подкладка. Она была добавлена в основную версию куртки в 1960 году, чтобы спасателям было легче находить пилотов сбитых самолетов. Иногда на эту подкладку еще наносили надпись на различных языках: «Это американский летчик. Просим оказать ему помощь за вознаграждение».

Вот как выглядела нашивка с просьбой о помощи на китайском языке

3. На левом рукаве куртки есть сервисный (или «сигаретный») карман на молнии с протекторами для ручек (необходимы пилоту во время полета, для обозначения на карте пройденного маршрута)

4. Ярлыки на внешней стороне изделия пришиты так, что их прострочка не видна с изнанки.

5. Трикотажный воротник-стойка

6. Скошенные карманы. Они появились на МА-1 благодаря офицерам ВВС. Высшие чины не хотели, чтобы их подчиненные разгуливали по аэропорту, засунув «руки в брюки», но и совсем отказаться от этой детали одежды не могли. В результате конструкторы расположили карманы «бомбера» нарочно неудобно: высоко спереди, да еще и под углом.

7. Все швы сделаны двойной иглой для повышенной прочности.

Астронавты НАСА во время учебы. Апрель 1963 года. Знаменитым «бомберам» и здесь нашлось место (новобранец в центре)

Пилотируемся в город

Конец 20 века. Америка и Европа.

Учитывая, что авиаторы в США всегда считались привилегированной частью армии, «белой костью», их куртки вскоре стали не просто символом риска и мужества, но и предметом мечтаний каждого молодого американца. И в ответ на повышенный спрос, в 80-е годы, Альфа Индастриз начинает выпускать легендарные «бомберы» не только для правительства, но и для гражданских лиц.

Одними из первых в куртки авиаторов облачились актеры. (На картинке: Стив Маккуин в своем первом фильме — «Охотник». 1980 год).

Нейлоновые куртки с незначительными модификациями (добавлена водоотталкивающая пропитка ткани) сходят с небес на землю, пополняя мужские гардеробы. Резко отличающуюся от гламурного шика одежду на «ура» принимают представители всевозможных субкультур: реперы, футбольные фанаты, рок-музыканты. Летными куртками вдохновляются дизайнеры Нового и Старого света, сначала цитируя классическую модель, а потом и отчаянно экспериментируя над ней. В 90-е годы «бомберы» попадают в СССР.

Рэперы украшали «бомберы» яркими нашивками, аппликациями и рисунками… совсем как пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны

Если бомбер от D&G еще напоминает первоисточник, то куртки от Timberland (в клетку) и Viktor & Rolf (желтая) явно тяготеют к университетскому стилю. От военного предка в них остались лишь трикотажные манжеты и пояс, да аккуратный воротник-стойка

Несмотря на то, что сегодня МА-1 прочно вошла «в народ» и многие ее обладатели даже не догадываются об авиационном прошлом своей куртки, модель до сих пор находится на «вооружении» ВВС США и в ближайшие годы избавляться от нее не собираются. Потому что это ЛЕГЕНДА.

Военная база США. Наши дни.

Несмотря на то, что нейлон был известен американским портным еще до Второй мировой войны, для изготовления верхней одежды его никто не использовал. Как предполагают некоторые историки моды, это связано с тем, что до 1944 года материал был в дефиците и весь, до последнего метра, шел на пошив парашютов.
Недавно просмотренный товар