от 35.000 руб
от 40.000 руб
от 45.000 руб
от 25.000 руб
С небес на землю
Как куртка американских пилотов бомбардировщиков стала «бомбером» — любимой одеждой хип-хоперов, футбольных болельщиков и рок-музыкантов
Обычная куртка для рядового россиянина и культовая вещь для любого американца
|
1929 год. Гринсвуд, штат Пенсильвания
- Только сегодня и только для вас — увлекательный полет над предгорьем Аппалачи! — выкрикивает юркий мальчишка, шастая среди толпы на небольшом авиашоу, устроенном братьями-пилотами Джоном и Робертом Дуглас. Заинтересовавшихся клиентов, босоногий «рекламный агент» направляет к зданию аэроклуба, где продаются билеты на воздушную прогулку. Вместе с пропуском на биплан — легонький четырехкрылый самолет с открытой кабиной — гостям выдаются толстые кожаные куртки и шлемы, которые по возвращению многие просили оставить себя на память. За энную сумму, конечно.
Вместе с пропуском на такой легкий самолет…
|
…гостей экипировали вот в такую четырехкилограммовую куртку
|
Когда Джон Дуглас на очередном представлении попал в аварию и врачи, буквально собрав его по кусочкам, вынесли вердикт: «Больше никаких полетов», именно эти куртки навели парня на мысль о собственном швейном производстве. Потратив все свои накопления, любитель скорости и облаков купил близ Нью-Йорка небольшую фабрику и занялся разработкой летного обмундирования. Местом сбыта готовых изделий послужил все тот же аэроклуб брата.
Новое дело Джона Дугласа оказалось прибыльным. Будучи в прошлом летчиком, молодой человек точно знал, в чем комфортно управлять самолетом, а в чем сидеть в кресле пассажира. Не прошло и пары лет, как производимая им одежда стала считаться лучшей среди пилотов-любителей, а вскоре заказы на шлемы и теплые куртки начали поступать и от представителей ВВС США.
Нейлоновая революция
Первые партии верхней одежды для пилотов бомбардировщиков Дуглас шил из лошадиной кожи по фасону британской летной куртки «Ирвин». Но в связи с появлением в 50-х годах реактивных самолетов с закрытыми кабинами, военным потребовались более тонкая, дающая большую свободу движениям униформа, и компании Джона пришлось срочно совершенствовать имеющиеся кожанки. Сначала у них убрали огромный воротник, потом толстую меховую подкладку, а после окончания Второй мировой войны и вовсе заменили на короткие куртки из нейлона с эластичной шерстяной резинкой вокруг манжет и талии, получившие название «бомбер» (от имени своих обладателей — пилотов бомбардировщиков). Никогда еще форма летчиков не была такой легкой и удобной. Это была революция в мире военной моды.
Эволюция летных курток: толстый воротник из овчины, мешающий при катапультировании, сначала укорачивается (модель B-3 слева и B-6 справа), а потом и вовсе исчезает с одежды авиаторов (модификация А-2 в центре)
|
Дубленая и обычная кожа заменяются легким, но таким же прочным и непродуваемым нейлоном DuPont 6-6
|
Рождение легенды
1949 год. Ноксвилл, Штат ТеннессиФирма Дугласов начинает ориентироваться на частных клиентов и пальма первенства в производстве летных курток для воздушной армии США переходит к компании Альфа Индастриз. Ее дизайнеры не могут предложить лучшего материала, чем не мнущийся и не выгорающий на солнце нейлон, но обещают довести дизайн «бомбера» Дугласа до совершенства. И доводят, изобретая легендарную куртку МА-1. (В Европе известна как «alpha jacket»). Ее конструкция оказалась настолько продуманной и удобной, что за последующие шестьдесят лет практически не изменилась.
Вид снаружи…
|
…и изнутри
|
Семь отличительных признаков классической МА-1:
1. Несмотря на обилие разнообразных материалов, «бомбер» до сих пор шьется из старого доброго нейлона. Вот только в качестве его утеплителя сегодня используют не шерсть, а полиэстер.
2. Под шалфейно-зеленым цветом верха скрывается ярко-оранжевая подкладка. Она была добавлена в основную версию куртки в 1960 году, чтобы спасателям было легче находить пилотов сбитых самолетов. Иногда на эту подкладку еще наносили надпись на различных языках: «Это американский летчик. Просим оказать ему помощь за вознаграждение».
Вот как выглядела нашивка с просьбой о помощи на китайском языке
|
3. На левом рукаве куртки есть сервисный (или «сигаретный») карман на молнии с протекторами для ручек (необходимы пилоту во время полета, для обозначения на карте пройденного маршрута)
4. Ярлыки на внешней стороне изделия пришиты так, что их прострочка не видна с изнанки.
5. Трикотажный воротник-стойка
6. Скошенные карманы. Они появились на МА-1 благодаря офицерам ВВС. Высшие чины не хотели, чтобы их подчиненные разгуливали по аэропорту, засунув «руки в брюки», но и совсем отказаться от этой детали одежды не могли. В результате конструкторы расположили карманы «бомбера» нарочно неудобно: высоко спереди, да еще и под углом.
7. Все швы сделаны двойной иглой для повышенной прочности.
Астронавты НАСА во время учебы. Апрель 1963 года. Знаменитым «бомберам» и здесь нашлось место (новобранец в центре)
|
Пилотируемся в город
Конец 20 века. Америка и Европа.Учитывая, что авиаторы в США всегда считались привилегированной частью армии, «белой костью», их куртки вскоре стали не просто символом риска и мужества, но и предметом мечтаний каждого молодого американца. И в ответ на повышенный спрос, в 80-е годы, Альфа Индастриз начинает выпускать легендарные «бомберы» не только для правительства, но и для гражданских лиц.
Одними из первых в куртки авиаторов облачились актеры. (На картинке: Стив Маккуин в своем первом фильме — «Охотник». 1980 год).
|
Нейлоновые куртки с незначительными модификациями (добавлена водоотталкивающая пропитка ткани) сходят с небес на землю, пополняя мужские гардеробы. Резко отличающуюся от гламурного шика одежду на «ура» принимают представители всевозможных субкультур: реперы, футбольные фанаты, рок-музыканты. Летными куртками вдохновляются дизайнеры Нового и Старого света, сначала цитируя классическую модель, а потом и отчаянно экспериментируя над ней. В 90-е годы «бомберы» попадают в СССР.
Рэперы украшали «бомберы» яркими нашивками, аппликациями и рисунками… совсем как пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны
|
Если бомбер от D&G еще напоминает первоисточник, то куртки от Timberland (в клетку) и Viktor & Rolf (желтая) явно тяготеют к университетскому стилю. От военного предка в них остались лишь трикотажные манжеты и пояс, да аккуратный воротник-стойка
|
Несмотря на то, что сегодня МА-1 прочно вошла «в народ» и многие ее обладатели даже не догадываются об авиационном прошлом своей куртки, модель до сих пор находится на «вооружении» ВВС США и в ближайшие годы избавляться от нее не собираются. Потому что это ЛЕГЕНДА.
Военная база США. Наши дни.
|
Несмотря на то, что нейлон был известен американским портным еще до Второй мировой войны, для изготовления верхней одежды его никто не использовал. Как предполагают некоторые историки моды, это связано с тем, что до 1944 года материал был в дефиците и весь, до последнего метра, шел на пошив парашютов.