от 35.000 руб
от 40.000 руб
от 45.000 руб
от 25.000 руб
Прерванный полет
В конце XIX века неугомонная Нелли Блай ввела в женскую моду Америки клетчатые Пальто для кругосветки, а в начале следующего столетия бесстрашная Амелия Эрхарт "подсадила" молоденьких мисс на кожаные куртки "авиаторы".
Амелия с детства отличалась от соседских девчонок. Вместо того чтобы нацепить бусы и платья, надевала ковбойские штаны и пончо и шла стрелять крыс из дедушкиного ружья. "Ай, ай! Кто ж из тебя вырастет…" - сокрушалась бабушка, в канзасском доме которой прошло детство маленькой Мели. О том, что внучка станет одной из первых женщин-летчиков США, старушка и представить не могла.
Первый аэроплан девочка увидела в десять лет. Но чудо инженерной мысли 1907 года не произвело на нее никакого впечатления. "Это были какие-то деревяшки, обмотанные ржавой проволокой", - вспоминала Мели.
Но совершенно другие мысли возникли в голове у девушки после того, как в 1920 году на аэроплане ее прокатил известный летчик из Айовы Фрэнк Хоукс. Двадцатитрехлетняя Амелия Эрхарт просто "заболела" небом: "Едва оторвавшись, я поняла, что буду летать сама. Чего бы мне этого не стоило".
А научиться управлять самолетом в начале 20 века стоило много денег. В Штатах была лишь одна школа, где давали частные уроки пилотирования женщинам. Чтобы попасть туда, девчонка из Канзаса полгода работала телефонисткой, фотографом и шофером.
После первой же аварии (Мели врезалась в эвкалиптовые деревья) о смелой мисс заговорили в прессе. Дело в том, что тогда любое происшествие, связанное с крылатыми машинами, вызывало ажиотаж - "дьявольское изобретение!" А тут еще и девушка за штурвалом. Американки, конечно, уже отстояли свое право быть наравне с мужчинами, но не в небе же!
Чтобы быть на высоте, Амелия состригла соломенную косу, сбросила университетское пальто и за 20 долларов купила мужскую кожаную куртку "А-1". Для придания ей "налетанного" вида, девушка целую неделю спала в этой верхней одежде, а единственной дамской деталью костюма мисс Эрхарт стал развивающийся шелковый шарф.
Инструкторы боялись отпускать Амелию в воздух, ведь у девушки отсутствовало чувство страха. Она то летала под линиями электропередач, то, наоборот, рвалась ближе к солнцу, ставя рекорды по высоте полета.
Когда ей сделали сенсационное предложение совершить воздушное путешествие через Атлантику - тут же согласилась. Но к разочарованию Мели оказалось, что летит она "мешком картошки" - пассажиром без права управления. Дело в том, что в 1927 году на весь мир прогремел беспосадочный перелет Чарлза Линдберга из Америки в Англию, и одна пожилая, но очень активная феминистка- Эми Гест - жаждала его повторить. Врачи отсоветовали бабушке делать это, и она согласилась отдать место в подготовленном самолете, но только "хорошенькой и фотогеничной". Держать же штурвал должны были два опытных пилота.
Впрочем, пресса сделала все, чтобы при посадке аэроплана ликующая толпа вынесла на руках из кабины именно Амелию. Мужчины же тихо скрылись в ближайшем кабачке. Видя, что возражать бесполезно, девушка принимала поздравления, награды и комплименты, но сама себе твёрдо пообещала: "В следующий раз все будет по-честному".
В ожидании подходящего случая (а точнее денег на дорогостоящую авантюру), мисс Эрхарт осваивает управление вертолетом, создает организацию женщин-пилотов и выпускает модную линию кожаной одежды. Дизайн авиаторских курток, плащей и брюк был сконструирован совместно с известным парижским модельером Эльзой Скиапарелли. Она же, вдохновившись приключениями бесстрашной Мели, в 1930 создала двустороннее пальто (для дня и вечера), которое можно было легко сложить в дорожную сумку летчика. (Какую еще верхнюю одежду придумала экстравагантная Эльза, смотрите в материале «Диоровский шик против ложной атаки»).
А через два года Амелия осуществила свою мечту - беспосадочный 13-часовой перелет через Северную Атлантику на одномоторном самолете "Локхид Вега". Но этого было уже мало. Теперь женщине хотелось совершить кругосветный полет!
Несмотря на отговоры (шутка ли провести 47 тысяч километров за штурвалом!), 21 мая 1937 года Амелия Эрхарт вместе со своим штурманом Фредом Нуманом взмыла в воздух и отправилась из Окленда на восток. "Пей больше кофе!" - уговаривал Мели муж, знающий, как важно во время длительного путешествия не потерять внимание и концентрацию. Но она не верила в силу кофеина.
За этой авантюрой следил весь мир. Как Нелли Блум слала редактору телеграммы, так Эрхарт отправляла мужу короткие отчеты с мест дозаправок. В одной из них он разглядел под зачеркнутыми строками слова: "В нашей игре со смертью…".
В другом письме Амелия, которой 24 июля должно было исполниться сорок лет, призналась, что пора заканчивать с трюками и такими опасными путешествиями.
…Оставались считанные километры месячного пути. Первого июля ее краснокрылый самолет должен был приземлиться на крохотный остров в центральной части Тихого океана. Клочок суши, шириной в 800 метров - такой и на карте не сразу найдешь! Амелия не вышла на связь. Американские радиолюбители не отходили от своих приемников, в надежде услышать послание с борта. И услышали на следующее утро: "Горючего осталось на 30 минут… Нас сносит на север… нет, на юг". Это были последние слова легендарной летчицы, чей самолет, после недельных поисков в том районе так и не нашли.
...А в 2008 году Жан-Поль Готье, отдавая дань незаурядной личности Амалии Эрхарт, создал коллекцию кожаных вещей, названную в ее честь.