Кто придумал палантин?
На авторство претендует одна обворожительная герцогиня и целая армия римлян


"Одежда должна быть достаточно облегающей,
чтобы показать, что вы женщина,
и достаточно свободной,
чтобы показать, что вы леди"

Эдит Хед, американская художница по костюмам

Заходишь сегодня в магазин, смотришь, а под вывеской «палантин» чего только не висит: и широченные шерстяные шарфы, и пуховые шали, и тончайшие шелковые накидки! А вот истинного палантина нет. Потому что настоящий — должен быть меховым или суконным — в зависимости от того, какой версии его происхождения придерживаться.

Современные палантины совсем не похожи на своих солидных прабабушек:

Невесомые накидки XXI века…

…и солидные — века XVIII (на француженке слева)

Версия №1

Жители древнего Рима были чудные люди: надевая легкую тогу и сандалии на босу ногу, они при этом не забывали набросить на плечи теплую шерстяную или суконную накидку. У мужчин она была грубой, толстой, с брутальной металлической пряжкой на плече и называлась «паллиум». У женщин — длинная, из-за многочисленных складок начисто скрывающая соблазнительные изгибы фигуры — «палла».

Собственно созвучие в названии этих одежд и слова «палантин» и дают основания итальянцам утверждать, что модный ныне шейный аксессуар придуман их далекими предками.

Древнеримский паллиум очень похож на европейский палантин и… русский рушник!

Версия №2

С темпераментными «макаронниками» уже на протяжении многих веков активно спорят чопорные немцы, утверждая, что палантин назван так в честь очаровательной Изабеллы Шарлотты, дочери некого курфюрста Пфальца и жены младшего брата Людовика XIV.

Однажды, теплолюбивой герцогине, надоело дрожать от холода во время торжественных приемов в огромном зале, и она вышла «в свет», накинув на тонкое платье шарф, подбитый шкурками роскошного соболя.

Сочетание матово-светлой кожи рук Изабеллы и блестящего темного меха произвело впечатление не только на присутствующих мужчин, но и дам. Вскоре пушистые накидки пошли гулять по всей Европе, а так как мерзлячка- герцогиня имела титул Палатины Пфальцской (ее отец — Пфальц — был управляющим в одном из курфюршеств Германии и назывался пфальцграф, что переводится как «граф дворца» или «граф-паладин»), меховое украшение в форме широкого прямоугольника стали называть палантином.

Не всем хватало средств на чисто соболиный палантин как у Изабеллы Шарлотты. Поэтому представительницы средних сословий носили накидки только отороченные мехом

Палантин для Жозефины

Во времена Наполеона в моду вошли светлые воздушные ткани, тяжелая парча и бархат были запрятаны на чердаки. Ну а так как тонюсенький батист и муслин плохо грели тело, большим спросом начали пользоваться подзабытые палантины. Без них ни одна уважающая себя дама тех лет не появляется на балу или в театре.

Во главе модной колонны, конечно же, была блестящая Жозефина Богарне, первая супруга Бонапарта. Это с ее подачи женщины перестали надевать под платья рубашки и балетные трико и начали осыпать свои наряды лепестками роз.

Жозефина тратила на обновки целые состояния, но муж, безумно влюбленный в нее, закрывал на это глаза. Да что там закрывал, он старался из каждого похода привезти обожаемой своей какую-либо необычную вещь. И однажды, доставил из Египта несколько кашемировых палантинов ручной работы. Широкие, с замысловатым орнаментом они тут же полюбились Жозефине: шикарные ткани очень удачно скрывали предплечья, которые женщина считала самой некрасивой частью своего тела. Стоит ли говорить, что Наполеону пришлось потом привезти жене еще ни один десяток этих чудесных накидок.

Две разные картины. Два разных художника. Но одна и та же Жозефина и один и тот же палантин.

Вслед за капризной француженкой индийские, пакистанские и турецкие накидки стала носить и английская королева Виктория. Ну а где первые леди государства, там и все остальные дамы. В моду вошел стиль ампир, предписывающий обращать особое внимание на аксессуары, в Европе одна за другой открылись ателье, специализирующиеся на выпуске ставших столь популярными палантинов.

К концу XIX века в Европе были востребованны как классические, так и легкие «восточные» палантины. (На иллюстрации знаменитая танцовщица Прекрасной эпохи Клео де Мерод в прекрасном подбитом мехом палантине и юная барышня в атласной накидке)

И позабыв свои платки…

…русские женщины во второй половине XVIII века тоже начали активно украшаться заморскими накидками. Простой люд надевал один и тот же палантин и в пир, и мир, и у колодца за жизнь поболтать, а вот в сундуках знатных особо нередко насчитывалось до дюжины этих стильных аксессуаров! Особым шиком считалось иметь меховую накидку с концами, напоминающими медвежьи лапы.

Русская «фишка» — «медвежьи лапы» — быстро распространилась по Европе. (На немке справа палантин и муфта из меха бобра)

После революции 1917 года палантин как «буржуазный элемент» попал в опалу и пропал с плеч россиянок. Некоторые советские модельеры пытались вдохнуть в него вторую жизнь в 1926-1927 годах, но тщетно: атласные платье, которые предполагалось носить с ниткой искусственного жемчуга и палантином совсем не соответствовали практичной моде тех времен. Тем более что масла в огонь подливали сатирики, одевая в некогда популярные накидки героев своих произведений. Чего стоит только описание Ильфа и Петрова, как Эллочка из «Двенадцать стульев» пыталась перещеголять дочку американского миллиардера Вандербильда: «Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жакет…»

Во саду ли, в огороде девушки гуляли, Палантином ультрамодным плечи покрывали… (провинция конца XIX века)

О незаслуженно обиженной накидке вспомнили лишь в XXI веке, благодаря увлечению россиянок «хенд мейдом». Художники и дизайнеры решили, что прямоугольное полотно палантина отличный «холст» для рисования и вскоре шелковые «покрывала» с маковыми полями, голубыми озерами и замысловатыми узорами начали появляться в журналах мод. А тут уж и вся текстильная индустрия подоспела, начав активно пополнять полки магазинов широченными шерстяными шарфами и тончайшими шелковыми накидками с общим названием — палантин.

Современные фантазии на палантиновую тему от Диор

P.S. С классическим меховым палантином особо не «поиграешь»: набросила на плечи — вот и все варианты ношения. Зато кашемировые, трикотажные и шелковые накидки можно завязать на кожаной куртке, осеннем пальто или деловом костюме как минимум десятью разными способами! Как? Смотри в материале: «Ах, мой милый, милый палантин!»

Недавно просмотренный товар