от 35.000 руб
от 40.000 руб
от 45.000 руб
от 25.000 руб
Экстравагантная Эльза
В 1925 году итальянка Эльза Скиапарелли попадает на бал к парижскому модельеру Полю Пуарэ. Пока гости пьют и веселятся, дама изучает выставленную на всеобщее обозрение коллекцию вечерних манто и, в конце концов, примеряет одно из них.
- Почему бы вам не купить его, мадмуазель? - раздается за спиной мужской голос. Хозяин, с интересом изучает гостью, удивленный тем, что она отдала предпочтение самой экстравагантной его модели: длинной накидке из набивного бархата с блестящими полосами и подкладом из ярко-синего крепдешина.
- Купила бы, - задумчиво отвечает Эльза. - Манто великолепно. Но я не могу себе это позволить.
- Такая женщина как вы, не должна думать о деньгах! - восклицает польщенный мастер и дарит гостье дивную вещицу.
Между Скиапарелли и Пуарэ завязываются приятельские отношения. Дизайнер восхищается ее неуёмной энергией и дарит восхитительные туалеты, а 35-летняя Эльза становится ходячей рекламой его изделий, пока не решает, что пора и самой создавать модные наряды.
Эльза не умела шить и кроить, зато у нее был хороший вкус, отличное знание европейского искусства и богатая фантазия. А главное - маленькая дочка с церебральным параличом, на лечение которой постоянно требовались деньги.
О том, как Скиап зарабатывала средства на открытие своего первого магазина и воевала с именитой Коко Шанель, можно прочитать в ее автобиографии "Моя шокирующая жизнь". Мы же расскажем именно о вещах, которые экстравагантная Эльза принесла в мир моды. Многие из них сегодня кажутся заурядными, но тогда были настоящим откровением.
Пальто для путешествий
В 1929 году американская подруга Эльзы - летчица Амалия Эрхарт - своими небесными приключениями вдохновила Скиапарелли на создание "гардероба для путешествий" - комплекта из шести предметов, которые помешаются в одну дорожную сумку и в зависимости от выбранной комбинации и аксессуаров составляют наряд на любой случай жизни. (Доминировало в комплекте пальто. Под него были подобраны юбка и жакет из джерси, вечернее платье, повседневное платье из крепа, вязанный черный пуловер). В наши дни подобные "капсулы" выпускают многие марки, но в середине XX века идея Эльзы была революционной, хоть и не принесла ей большого коммерческого успеха.
Украшением "гардероба" стало двустороннее пальто "для дня и вечера", эскиз которого Скиап нарисовала во время поездки в поезде. С лицевой стороны пальто было выполнено из светлой плащевки (защищало от ветра и дождя), а с изнаночной - из трикотажа с примесью шелка (смотрелось более нарядно).
Впоследствии, Скиап еще не раз вернется к теме авиации, для пущего эффекта используя в своих изделиях парусиновые ткани, парашютные стропы, болты и обрезки страховочных ремней.
Коллекция "Цирк" и серия "персидских" пальто
Начав с одежды для спорта, к 1930 году Эльза Скиапарелли поняла, что хочет иметь дело не с куртками для парашютистов и юбками для теннисисток, а с шикарными платьями, меховыми манто и вечерними пальто.
Она не умеет играть с формой, как Кристобаль Баленсиага, поэтому делает ставку на необычность материалов и причудливость рисунка. Недолюбливая Запад, Скиап ищет вдохновение в искусстве Востока, где, по ее мнению, "рождается жизнь и все лучшие краски мира". Так появляется серия вечерних пальто в "персидском" стиле. Закрытые, длинные модели с экзотическими узорами и цветами. Качество каждого стежка Эльза Скиапарелли лично проверяет с помощью лупы.
В известной коллекции 1938 года "Цирк", посвященной американскому цирку "Barnum", вышивка еще искуснее и рисунки образуют целые сюжеты. По курткам, жакетам и болеро скачут лошадки, топают слоны, летают гимнасты. Им мало места на полочках груди и вот уже канатоходцы перебираются на пуговицы, а клоунессы на серьги. Шляпы коллекции выглядят, как рожки мороженого, а сумки - как воздушные шарики. Это был не показ, а целое представление. Современные исследователи утверждают, что именно Эльза Скиапарелли стала основоположником fashion-индустрии, где мода - не "закрытый клуб", а шоу для каждого.
Шокирующий розовый
Экспериментируя с цветом, дизайнер находит невероятный, как ей кажется, оттенок красного: "дерзкий, неразбавленный, точное воплощение женственности".
Модельер дает ему название "shocking pink" (сегодня более известен как "фуксия") и превращает в визитную карточку своего магазина. Слово "шок" - теперь ее любимое слово, и все, что Скиап делает дальше, рассчитано именно на эту реакцию.
Перчатки с ноготками
Однажды дизайнер решила немного "утеплить" свою коллекцию дождевиков "Стой, смотри и слушай", и на свет появились черные и темно-синие шерстяные кейпы. (Подробнее об этом виде верхней одежды читайте в статье: "Все будет Окейп")
Пальто без рукавов производили впечатление нарядов торжественных и немного готических. Но Скиап посчитала, что этого недостаточно, и дополнила накидки весьма необычными аксессуарами: перчатками с ярко-красными и золотыми ногтями. Такого европейская мода 1930-1959 еще не видала.
Пуговицы-жуки и пальто с иллюзией обмана
Еще в юности Эльза водила дружбу с дадаистами, кубистами, импрессионистами и нередко потом пользовалась их помощью в создании верхней одежды. Так, близкий друг - Сальвадор Дали - подсказал Скиап идею шляпы-башмака, когда она ломала голову, чем бы дополнить очередное авангардное пальто, а в годы войны, модельер, вдохновившись картиной Дали "Город-комод" выпустила куртку "Письменный стол", клапаны карманов которой напоминали ящики комода.
Второй друг - художник Жан Гюго - создавал для Эльзы фантастические пуговицы, в виде гильз, золотых луидоров, жуков и кусочков сахара. Некоторые из них светились в темноте, другие пищали при нажатии.
А благодаря рисункам Жана Кокто появились знаменитые сюрреалистические пальто: "Ваза" и "Арлекин". Первое просто притягивает взгляд изображением двух профилей, образующих вдруг силуэт вазы с цветами, а второе - выпущенное перед самой войной - и сегодня бы возглавило рейтинг топ-5 самых ярких женских пальто рунета.
Мода во время войны
В начале Второй мировой войны Скиап, в отличие от коллег по цеху, не закрывает свое производство. Наоборот, стремясь облегчить жизнь женщинам, выпускает новые, максимально практичные модели верхней одежды: пальто с огромными карманами-сумками, чтобы разместить в них всё нужное, когда в спешке покидаешь дом; пыльники камуфляжной расцветки "Бомбоубежище", трансформирующиеся в одеяло; комбинезоны "Серый самолет", позволяющие одеться в считанные минуты.
Для самых же смелых француженок у Эльзы была припасена куртка с ироничным принтом в виде продуктовых талонов и апельсиновое пальто, где на пуговицах вместо привычной буквы "S" ("Schiaparelli") красовался знак доллара - символ воюющих с Германией Соединенных штатов. Весьма рискованная по тем временам мода.
Последние творения
В послевоенные годы, как говорит сама Эльза, ей не удалось "поймать волну". Вместо жен дипломатов и миллионеров в салоны Скиапарелли потянулись разбогатевшие в оккупацию торговцы и перекупщики, соответствовать вкусом которых модельеру совсем не хотелось.
В начале 50-х, на вершину модного Олимпа взобрался Кристиан Диор со своим стилем new look. Эльза пыталась противопоставить его вычурным моделям практичные пальто "оверсайз", но тщетно. Спрос падал, клиенты уходили, американские магазины уже не копировали ее модели. Скиап все чаще проводит время с внучками в Тунисе, а в 1953 году, к большому удовольствию Коко Шанель, и вовсе закрывает свой Дом моды.