от 35.000 руб
от 40.000 руб
от 45.000 руб
от 25.000 руб
Честерфилд, спенсер и альмавира
Честерфилд, Помпадур, Альмавира, Реглан, Спенсер, Каррик и Лалла Рук - кто все эти люди и почему их именами названы самые популярные пальто 18-19 века? Честерфилд, Помпадур, Альмавира, Реглан, Спенсер, Каррик и Лалла Рук - кто все эти люди и почему их именами названы самые популярные пальто 18-19 века?
Честерфилд - однобортное пальто из серой шерсти, с потайной застежкой, двумя косыми карманами и бархатным воротничком.
Летние честерфилды шили из черного или пестрого кашемира, зимние - из мельтона или сукна, крытого мехом каракуля, бобра, выдры.
Лорд Честерфилд был опытным разведчиком, блестящим английским дипломатом и талантливым оратором. Но помнят его, в основном, как создателя пальто с супатной застежкой и автора сборника нравоучений "Письма к сыну". Последними он буквально забрасывал своего отпрыска на протяжении почти 30 лет. Стремление все делать по этикету и правилам и привело однажды лорда Честерфилда в ателье портного.
Дело в том, что любимой одеждой дипломата был сюртук, но ходить в нем днем по улице считалось неприличным. Поразмыслив, государственный деятель решил заказать себе пальто, кроем напоминающее длинный пиджак. Такое же элегантное и плотно облегающее. Новинка приглянулось светскому обществу и вскоре подобные пальто стали самой популярной мужской верхней одеждой. Ну, а черный бархатный воротничок появился на честерфилде в годы французской революции как знак сочувствия аристократии к казненным.
Фасон «честерфильд» жив и сегодня: чаще его называют классическим мужским пальто с английским воротником
|
Помпадур - просторное пальто из узорчатых тканей.
Жанна-Антуанетта Пуассон, она же маркиза Помпадур 1721-1764
|
Маркиза Помпадур - любовница короля Людовика XV - правила модой с 1745 года. Пользуясь своим привилегированным положением, она пропагандировала в обществе ношение высоких причесок и каблуков (с помощью которых скрывала свой маленький рост) и ввела в дворцовую моду Франции приталенные атласные платья со своим любимым рисунком - мелкими розовыми и голубыми букетиками. В ее гардеробе насчитывали больше сотни подобных нарядов! Неудивительно, что появившееся веком позже легкое пальто из таких же узорчатых тканей тут же вызвало ассоциации с платьями Помпадур, и было названо в честь маркизы. Носили его знатные дамы и Парижа, и Москвы, и Нижнего Новгорода. Вот как описывал это одеяние этнограф Мельников-Печерский в книге "Старые годы": "Потом на крыльцо княгиня Марфа Петровна выйдет, в помпадуре из парчи серебряной с алыми разводами"...
Сегодня "помпадур" не встретишь: но если вас тянет к нарядам, не менее роскошным, чем у маркизы например, к норковым шубам, корни этой тяги в наших представлениях о роскоши, сформированных историей
|
Альмавира - темный мужской плащ без рукавов, длина которого, в зависимости от моды, то достигала пят 1930-е, то едва прикрывала колена 1940-е.
В 1787 году в Париже состоялась премьера пьесы Пьера-Огюстена Бомарше - "Женитьба Фигаро", - одним из героем которой стал граф Альмавира, повеса и аристократ. Спектакль имел бешеный успех. И пока критики обсуждали игру актеров, заправилы парижской моды уже мчались заказывать такой же наряд, как у Альмавира. Такой же длинный плащ, скроенный из единого куска материи. Кто придумал данный фасон - автор произведения или костюмер - уже сложно сказать, но на протяжении всего 19 века европейские щеголи надевали его и в дождь, и в ветер, и в мороз.
Не остались в стороне и русские модники. До дыр заносил альмавиру Александр Сергеевич Пушкин, называя ее "испанским плащом", а среди петербургских франтов считалось большой роскошью обзавестись альмавирой на бархатном малиновом подкладе
Сегодня аналогов альмавиры в мужской моде нет. А вот в женской ту же функцию выполняют накидки и жилеты
|
Реглан - пальто с цельнокроеным рукавом. Увидело свет в 1815 году и существует до сих пор.
Названо в честь своего первого обладателя - бравого военного Фицрой Раглана. Ну, а почему суровому служаке вдруг понадобилась неуставная верхняя одежда, мы уже рассказывали в статье "Пальто для одного генерала".
Спенсер - очень короткое и узкое пальто светлых тонов. Было изобретено британским политиком и знатным денди, лордом Джорджом Спенсером.
Существуют две версии появления этого пальто. По одной из них, известный спорщик Джордж Спенсер побился об заклад с друзьями, что сможет появиться в обществе во фраке с отрезанными фалдами. Это было смелое заявление, учитывая, что в старой Англии и за меньшие вольности в одежде могли отказаться подавать джентльмену руку. А лорд еще и в министры внутренних дел Великобритании метил...
Но сказано - сделано. В назначенный день мужчина явился в светский салон в кардинально укороченном одеянии. Окажись на его месте кто-нибудь другой, того сочли бы за сумасшедшего. Но Спенсер был признанным законодателем моды и вместо насмешек получил множество комплиментов. Воодушевившись своей победой, лорд заказал у портного еще одно такое пальто и вскоре ему вторили сотни модников. Сначала англичане носили спенсер с синим фраком, потом поверх белых блуз, а потом - наигравшись - и вовсе отдали женщинам.
Фасон "спенсер" вошел в повседневную жизнь, хоть само название не часто встретишь. Нынче спенсер - это узкое короткое изделие. Чаще куртка, чем пальто
| По второй версии фрак лорда Спенсера лишился своих полов из-за того, что хозяин банально спалил их, заснув у камина.
|
Каррик "гаррик" - мужское пальто с множеством воротников от 3 до 16 штук. Синоним элегантности в первой трети 19 века.
Дэвид Гаррик - английский актер и драматург - много экспериментировал со сценическими костюмами, рисуя и заказывая для своих пьес самые необычные наряды. Однажды для постановки очередной комедии ему понадобился теплый плащ с тремя пелеринами. Когда одежда была готова, она показалась драматургу такой роскошной, что он решил выйти в ней за пределы театра. Ну, а там "гаррик" на "ура" приняли лондонские театралы и денди. Правда, ненадолго. Актер еще был жив, когда его произведение уступило в популярности другому.
Прямых аналогов нет, но верхняя одежда с многослойными воротниками до сих пор в ходу
|
Лалла рук - светлое пальто в восточном стиле с расширяющимися к низу рукавами и узорами из витого шнура.
К середине 19 века, армяк, епанча и охабень (верхняя одежда древней Руси) окончательно канули в Лету. Горожане носили европейское платье - пальто. И самой популярной женской моделью тех лет была "лалла рук".
Историки утверждают, что своим названием это пальто обязано императрице Александре Федоровне, жене Николая I. Мол, такая модель была в ее богатом гардеробе и считалась одной из любимых. Почему же тогда пальто называется "лалла рук", а не "Александра"? Оказывается, индийским именем Лалла Рук величал императрицу поэт Жуковский в одном из своих стихотворений, а в 1822 году Александра Федоровна сыграла принцессу Лалла Рук в одноименном спектакле по пьесе Томаса Мана. Зрителями, правда, были лишь домашние и близкие друзья императорской четы, но экзотическое прозвище к княгине прилипло и стало названием модной женской верхней одежды.
Сегодня чаще встретишь разъединенные элементы этого пальто: в одном покатые плечи, в другом запах, в третьем шалевый воротник
|